Родительский всеобуч

Некоторые вопросы психологии для родителей


Программы духовно-нравственного воспитания как в ранних российских стандартах, так и во ФГОС ставят перед образованием задачи по развитию и воспитанию нравственной, порядочной, патриотичной, организованной и ответственной личности. Список качеств велик. Задачи глобальны.

Однако, как жить по совести, как быть нравственным, если невозможно объяснить школьнику, почему в обществе в почете те, кто обворовывает бедных, не замечает нуждающихся и беззащитных, молчит при виде несправедливости, не помнит о своих долгах и обещаниях, обманывает тех, кто доверяет, и унижает тех, кто волею судеб находится в его власти…

если задаться вопросом «Что делать?», то ответ прост и родителям, и учителям: прекратить сетовать на всеобщую деградацию и безнравственные обстоятельства и приступить к исполнению своих прямых обязанностей, помня, что дорогу осилит идущий.

Что происходит сейчас между семьей и школой? Участились случаи непонимания родителями целей и задач образования и воспитания. Отношение к образовательному учреждению как потребительской услуге, нет понимания, и, тем более, принятия воспитания и духовно-нравственного развития как задачи семьи. А семья? Перед семьей педагогами обычно ставятся задачи по элементарному контролю и проверке выполнения домашних заданий. Взаимодействие Семья-Школа сведено к минимуму.

Если признать, что воспитанность ребенка в значительной степени зависит от семьи, то и в этом случае возникает правомерный вопрос: «А откуда людям, когда они становятся родителями, знать, как нужно правильно растить младшего школьника, подростка, старшеклассника, что конкретно делать, а чего не делать, о чем говорить с ребенком, как говорить и т.п.?».

О чем педагоги, классные руководители говорят с родителями на собраниях, личных беседах? Об успеваемости? О поведении? А может, специально подготовившись, объясняют родителям, как воспитать нравственного ребенка в безнравственных обстоятельствах. Ведь школьный учитель — это профессионально подготовленный педагог.

В прошлом опыте российской школы была такая хорошая практика, как родительский всеобуч. Учителя разрабатывали программы этого всеобуча на год с учетом возраста учащихся. И, конечно же, к этой практике следует вернуться, поскольку в ней есть множество аспектов, просто неизвестных родителям. Это прежде всего психологические особенности ребенка в зависимости от пола, возраста, способностей, это раскрытие роли матери и роли отца в воспитании, в помощи детям в учебе и пр. Для нравственного воспитания в безнравственных обстоятельствах есть уйма вопросов, где родители, сами того не ведая, создают эти обстоятельства, не задумываясь об их ужасных последствиях для ребенка.

Успешность деятельности школы и повышение качества образовательного процесса невозможны без системного взаимодействия с родителями. 

Родительский всеобуч